Андрей Николаевич Тимошенко как творческая личность сполна наделен художественным дарованием и творческим воображением, не только владеет техникой своего искусства, но и способен подчинять ее воплощению глубокого образного содержания. У него импрессионистское мировосприятие и экспрессивное его выражение. В основе творческого метода Тимошенко лежит натурная зарисовка, работа с натуры в каждом из своих жанров, которых в его творчестве много – пейзаж, портрет, натюрморт, ню. Это и в живописи и в графике, хотя, пожалуй, в графике все же предпочтение архитектурному пейзажу, объектам исторического наследия.
Говорят, пейзаж – это завоевание пленэра, естественной, да и искусственной окружающей среды. Эмоциональные, ассоциативные качества пейзажной живописи по большому счету – размышление о судьбах родной Земли, богатстве и величии малой и большой Родины. Как и у импрессионистов, у него стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости, передать свои впечатления, свежесть и непосредственность наблюдения, изображение мгновенных как бы случайных ситуаций, ощущение сверкающего солнечного света, неограниченного богатства красок природы, растворение объемных форм в среде, вибрации света и воздуха. Чтобы достичь такого эффекта, художник избирает соответствующие ракурсы, часто смотрит на природу в упор, перемежая близко расположенные планы, либо наоборот, отстраняясь, разделяя их. Это хорошо просматривается в городских видах незатейливых деревянных строений и их нагромождений.
Особое место занимают алтайские пейзажи. Алтай – это изумительная перспектива гор, прежде всего, воздушная, стремительные бурные реки, преграждаемые каменными порогами и умиротворяющие долины. Горный рельеф дает возможность использовать планы в колористических целях, когда дальние из них холодные по цвету, а ближние, передние, теплые, что позволяет широко играть на дополнительных цветах, гармонизируя их в палитре.
Большинство его произведений носит печать этюдности, экзерсиса, хотя они явно исполнены на натуре, приемом «алла прима», в один прием, за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевка, о чем свидетельствует широкая мазковая живопись, когда открытый, четко выраженный, энергичный пастозный мазок обнаруживает темперамент художника, его восторг и страсть от всего сердца, трепет и нежность любвиобильной души.
Некоторые его работы, и не только в пейзаже, исполнены в духе «нон-финито», смысл которого состоит в провозглашении принципа незавершенности, незаконченности художественного произведения, которое получает законченность лишь в субъектинном восприятии зрителя, дополняющего произведение своими ассоциациями, фантазией, «домыслием», эмоциями, всем богатством психики и личного жизненного опыта.
В отличие от живописи с первостепенным для нее колоритом, в графике цвет чаще играет вспомогательную роль, кроме акварели, конечно, основными средствам выразительности являются линия, штрих, контур, пятно, а также фон листа, активно участвующего в графической композиции. Вообще, следует заметить, что графика лаконичное, резко заостренное выражение мыслей и чувств.
В графике Тимошенко тоже преобладает пейзаж, преимущественно городской, архитектурный. И снова надо говорить о своеобразной графической манере художника – четкая прорисовка архитектурных деталей, линиарные формы, минималистическое использование цвета.
«Музыке подобна акварель» – это и об акварели Тимошенко как подвида графики и самостоятельного художественного произведения. Опять же и здесь в ее основе «впечатление», мастерское сочетание письма «по-мокрому» и плотно положенной краской. И во всех акварелях – некоторая недосказанность, дающая волю зрительному воображению. Его акварели сохраняют в технике свою первозданность. Главное отличительное их свойство – прозрачность краски, сквозь которую просвечивает фактура бумаги. При этом художник использует выразительность размывов и затеков, что создает эффект трепетности, легкость и воздушность изображения. Акварель позволяет сочетать чистоту цвета, богатство и тонкость оттенков с построением формы и пространства цветом. Однако в акварельных натюрмортах нередко проявляется некий нарциссизим, когда художник словно любуется расплывающимся пятном краски по мокрой бумаге в ущерб форме изображаемого, вопреки природе натюрморта как жанра, в котором приоритет формы, по-моему, бесспорен.
Индивидуальность, художественный почерк проявляется и в других жанрах изобразительного искусства, а именно – в портрете, натюрморте и ню.
В портрете художник решает его основную задачу, воспроизводя индивидуальный облик человека – раскрыть его внутренний мир, изящность характера, выявить в облике модели типические и индивидуальные черты, признаки эпохи и социальной среды, при этом не ограничиваясь лишь внешними признаками. Выразительны и его портреты как бы вырванные из интерьера, в которых главное внимание обращено на душевное состояние портретируемого, когда его глаза являются зеркалом этой души.
Жанр натюрморта широк – от «обманок», иллюзионистически точно воссоздакицих предметный мир, до свободного истолкования вещей и наделения их сложным символическим смыслом. В нем проявляется монументальность и философская значимость, конструктивность и синтетичность художественного языка, выражение материального мира, точность лепки форм цветом, возможность выразить в окружающих предметах свое понимание мира и собственной личности, глубоко личное переживание мира и человеческой жизни. В какой-то мере натюрморт для художника – это мировоззрение. В натюрмортах Тимошенко незримо присутствует человек, только что оставивший свои вещи, а если без него, вещи «живут» сами по себе – броские, яркие, но увядающие цветы, забытые лошадиные кости...
Его ню дают облик живой, освобожденной от одежд женщины. Откровенный, современный, погруженной в атмосферу реального бытия, без какого-либо романтического флера, тем не менее, усиливающего экспрессивную интерпретацию человеческого образа.
В своем творчестве, работая в любом жанре, Андрей Николаевич Тимошенко искренен, прост и честен; за ним – талант, школа, мастерство, жизненный опыт и обширная практика, позволившие ему занять по праву свое определенное, весьма заметное место в современном реалистическом искусстве.
Владимир Пивкин,
член Новосибирского Союза художников России